Идея Идеологи Форум Обзор

АНАРХИЯ и культура.

Анархия и культура... Ещё недавно два эти понятия не могли стоять рядом. Анархией испокон веков называли беспорядок, хаос, разрушающий и развращающий культурные традиции. Однако сегодня мы должны осознать, что теоретические изыскания в области безгосударственного устройства общества внесли определенную лепту в культурное развитие нашего народа. Печальные попытки ввести коммунизм на ограниченных территориях не отрицают, а лишь подтверждают необходимость культурного роста нации, что позволит обществу перейти на качественно более высокий уровень самоуправления, отринув в прошлое такие инструменты управления, как власть, насилие, бюрократия, рынок... Объявленная тема была изучена в историческом аспекте становления и развития российского анархизма. Так, взаимосвязь анархистских взглядов П.А.Кропоткина и российской культуры была рассмотрена по следующим направлениям:

* отечественная анархистская теория имела своим источником культурные традиции русского народа;

* личность Кропоткина формировалась в высшей степени в высоконравственной культурной среде на классических источниках отечественной и мировой литературы и искусства;

* центральная идея анархизма Кропоткина — отрицание насилия — явилась основным вкладом анархо-коммунизма в общественное развитие и культуру России;

* разработка идей взаимопомощи и солидарности в теории социал-дарвинизма способствовало осознанию социальных и культурных перспектив;

* все прогрессивное в истории олицетворялось Кропоткиным с творчеством масс, созданными ими обычаями и институтами ("народный инстинкт никогда не ошибается");

* к культурному наследию Кропоткина следует также отнести его литературо- и искусствоведческие работы и отдельные высказывания в дневниковых и эпистолярных источниках;

* в последней своей незаконченной работе "Этика" Кропоткин исследовал историю зарождения и развития нравственности, важнейшего фактора социокультурной среды;

* являясь умелым пропагандистом, Кропоткин своей практической деятельностью способствовал распространению общественных, научных и культурных взглядов.

Антиэтатизм, отрицающий необходимость властных проявлений в ведении хозяйственных дел, явился одной из составляющих российской культурной традиции. Во взглядах отечественных сектантов, у ранних славянофилов, в движении народников четко прослеживаются идеи безгосударственности. Именно на этом народном антиэтатизме развилась отечественная теория анархо-коммунизма, составившая основу социально-философского мировоззрения Петра Алексеевича Кропоткина. Жизнь Кропоткина была наполнена яркими событиями. Зрелость его пришлась на пореформенный период и впитала в себя отдельные взгляды идейно-политической борьбы, развернувшейся в обществе. Кружковая работа захватила его в поиске путей развития общества и национальной традиции. "Хождение в народ" явилось попыткой, с одной стороны, повышения образовательного и культурного уровня народа, но главное — политического самосознания простого человека, крестьянина и рабочего, а с другой — перенятие русской культурной традиции свободолюбивыми молодыми представителями российской интеллигенции. В культурных с многовековой историей традициях народа они видели основу дальнейшего прогресса человечества. Князь Кропоткин, генеалогия которого уходит своими корнями в далекое прошлое России, бросил вызов обществу насилия. Обладая от природы "утонченной чувствительностью и живым умом", он не мог остаться только теоретиком, он отдался "активной проповеди, действенной пропаганде". Под действием внешних обстоятельств его критический характер и инстинкт свободы превратились в "горячий дух протеста, непоколебимый порыв возмущения"

1. Мятежным князем прозвали Кропоткина современники за этот его протест против насилия. Теория ненасилия Кропоткина самым непосредственным образом отразила вековые чаяния русского народа, приоритетом которого всегда считалось дружелюбие и эмпатия. Отношение Петра Алексеевича к насилию просматривается в трех аспектах:

* по отношению к заговорщической террористической деятельности революционеров;

* по отношению к внутренней и внешней политике государства;

* по отношению к будущему социальному мироустройству. При всем сочувствии смельчакам, которые ценою собственной жизни пытаются вызвать социальные изменения, Кропоткин считал, что революционная борьба "должна быть направлена главным образом на экономические, а не на политические формы"

2. С этой точки зрения его больше "интересует не столько непосредственное влияние терактов на политику правительства, сколько их воздействие на народные массы"

3. Ведь простая смена убитого правителя на другого не приносит чаще всего коренных перемен, оставляя весь государственный строй нетронутым. Лишь репрессивный аппарат начинает свою вешательную политику. Поэтому теракты можно рассматривать исключительно как дополнение к широкой агитационно-пропагандистской работе среди масс. Заговорщическая деятельность народовольцев, не опирающаяся на народное революционное движение, по мнению Кропоткина, была обречена на провал: "Никакая серьезная политическая революция невозможна, если она в то же время не имеет характера социально-экономической революции"

4. Лично для себя Кропоткин не видел перспектив террористической деятельности, поскольку считал, что убийство царя не может дать "серьезные прямые результаты, хотя бы только в смысле политической свободы"

5. Косвенные результаты (подрыв идеи самодержавия, развитие боевого духа) однако же еще не достаточны для того, чтобы "всей душой отдаться террористической борьбе против царя"

6. В связи с этим можно привести также свидетельство Половцева В.В., посетившего Кропоткина осенью 1889 года в Лондоне: "Что касается до крови и убийства, то П.А. по поводу цареубийства всегда говорил Исполнительному Комитету, что не следует и нецелесообразно убивать государя. Ему возражали, что следующий будет либеральнее. — Не может быть либеральнее сын убитого государя!"

7. Кропоткин, по его словам, смог бы поддержать террор лишь только в том случае, если этот вид борьбы будет подкреплен "вооруженною борьбою против ближайших врагов крестьянина и рабочего" и вестись будет "с целью взбунтовать народ"

8. Со временем взгляды Кропоткина на революционное насилие даже ужесточились. Он пришел к выводу, что чувство мести, рождающееся в народе по отношению к своим угнетателям, вполне объяснимое в конкретной обстановке, "несовместимо с высшей нравственностью и способно причинить революции лишь вред"

9. У Петра Алексеевича появилась уверенность, что это чувство высокой нравственности, органически присущее народу, возобладает над стихией революции и у восставших "хватит силы не прибегать к тем гнусным средствам, какими сейчас пользуется господствующее меньшинство"

10. Кропоткин много места в своей теории посвятил критике государственного устройства инасилия, которое реализуется в государстве. Он не понаслышке познал тяготы тюремного заключения и свои выводы изложил в книге "В русских и французских тюрьмах": "тюрьмы никого не исправляют? напротив, они действуют более или менее развращающим образом на всех тех, кому приходится пробыть в них несколько лет"

11. Причина этого — в деморализующем характере тюремного заключения. Систему государственного правосудия он назвал "узаконенной местью" за органическую неспособность государства создать условия для гармоничного развития личности. В значительной мере общество ответственно за те безнравственные асоциальные поступки, которые совершаются в его среде. Преступления против личности и против собственности можно искоренить лишь при качественном переустройстве общества и естественном росте нравственных и социальных привычек. Частную собственность и возникшее для её защиты государство Кропоткин объявил не соответствующими природной сущности человека, культуре и то, что "если наши деды допустили сформироваться... класс, который извлек свои богатства из эксплуатации пролетариата... — всё это не основание для наших дней, чтобы мы безукоризненно терпели следствия, вытекающие из этого порядка вещей"

12. Центральное место в анархистской теории Кропоткин уделяет взаимопомощи, солидарности в обществе. Именно благодаря этим качествам общество сохраняет свою устойчивость и может рассчитывать на перспективу. Эти взгляды продолжают и развивают известную теорию Ч.Дарвина о происхождении видов, наполняя её высоким гуманистическим содержанием. Социал-дарвинизм, основанный Кропоткиным, утверждает, что практика взаимной помощи и ее последовательное развитие "создали самые условия развития общественной жизни, благодаря которым человек смог развить свои ремесла и искусства, свою науку и свой разум"

13, а стремление людей ко взаимной помощи "разрушило железные законы государства. Взаимная помощь в обществе формирует этические, и нравственные законы, а через них осуществляется прогресс человеческого рода, и поэтому естественным является распространение ее "от первобытного рода к агломератам людей, все более и более обширным, пока, наконец, эти начала не охватят все человечество, без различия вер, языков и рас"

14. Таким образом, Кропоткин считал, что в развитии культурной традиции, в основе которой лежит взаимопомощь, перспектива прогресса человечества. Но особенно "культурные ценности, которыми пламенел П.А. всю жизнь — и нет ни одного анархистского учения, которое бы было так напитано культурным элементом — получают надлежащее место в его философии истории"

15. Она стала протестом против антропоцентризма, воспевая гимн объединению всех бесконечно малых. При этом, не смотря на то, что "стихия свободы, стихия личного освобождения есть то первозданное, из чего вырастает всё анархистское мироощущение — П.А. в угол последнего ставит не личное, а массовое начало"

16. Кстати, от эгоистического анархизма Штирнера Кропоткин взял лишь идею о взаимоуважении, которое должно наполнять каждого человека для гарантий его личной свободы. В этом факте прослеживается такая характерная для русской нации черта, как коллективизм. Далее, в общинном принципе построения хозяйственного уклада будущего общества Кропоткин в полной мере заимствовал эту коллективистскую черту нашего народа. Ему видится единственным рациональным исходом ассоциированный труд, при котором удается преодолеть недостатки как индивидуального, малопроизводительного, так и крупного, узкоспециализированного производства. При этом производственная ассоциация или община будет производить продукты не только для себя, или только для других, а для потребления всему обществу... Рассматривая взаимосвязи творчества Кропоткина с российской культурой, нельзя не отметить весьма объемный труд, посвященный им анализу русской литературы 19 века. Здесь с большой силой проявилось заинтересованное отношение Петра Алексеевича к проблемам и путям развития отечественной культуры. Давая исчерпывающие характеристики творчеству видных отечественных литераторов, а также отдельным проявлениям общественной жизни, он сумел наглядно показать широкую картину современной ему российской культурной действительности. Последние годы жизни Петр Алексеевич посвятил истории развития нравственности в обществе. Его незаконченная работа "Этика" явилась еще одной попыткой обосновать анархистский идеал через естественное развитие народных культурных традиций, как наиболее соответствующих самой природе человека. Нравственность возникла из практики взаимосвязи и солидарной деятельности людей, поэтому ее предназначение — в развитии и совершенствовании этой солидарности. Таким образом, П.А.Кропоткин, обосновав теорию анархо-коммунизма (корни которой лежат в российском социокультурном пространстве), тем самым внес существенный вклад не только в отечественную, но и мировую культуру. Активно участвуя в пропаганде своих идей среди широкой общественности, имея огромное число корреспондентов и слушателей, он тем самым способствовал распространению культурных взглядов, личным примером стимулировал у окружающих стремление к высоконравственным ценностям.
Hosted by uCoz